Саратовский государственный университет в прошлом году отметил свое 95-летие. Его богатая история отражена в огромном количестве различных фотодокументов. Однако до последнего времени фотоархив университета находился в плачевном состоянии. На конец 2004 года он насчитывал около 2,5 тысяч единиц хранения. Большинство архивных фотоматериалов не систематизировано, полностью отсутствовала атрибутация, эмульсионный слой многих негативов находился в процессе химической деструкции.
Такое состояние архива вызывало беспокойство не только сотрудников самого университета, но и работников областного архива, так как всего через 5—10 лет атрибутировать и систематизировать фотоархив СГУ уже будет невозможно. Было решено исправить существующее положение, создав электронную версию архива с помощью самых современных информационных технологий. Для разработки программного обеспечения архива была использована уже отработанная на нескольких проектах Поволжского регионального ЦНИТ технология разработки информационных ресурсов с большим объемом графических изображений.
Суть ее заключается в следующем. Как правило, графика, используемая в проекте, требует тщательного подбора, оцифровки. В случае с архивом это сканирование и обработка негативов и их последующая атрибутация. Процесс накопления такого материала достаточно длительный. Ввиду значительного объема работ, занято большое количество исполнителей, часто малоквалифицированных. В связи с этим возникает опасность потери материалов, либо их многократного дублирования. Во избежание этого накопление информации происходит с использованием технологии баз данных. Для каждого проекта создается СУБД, состоящая из двух частей – клиентской части и системы администрирования, так называемых front-end и baсk-end.
Программное обеспечение СУБД пишется на php с использованием базы данных mysql. Такой подход позволяет совместить гибкость, которую предоставляет php при разработке, и эффективность и удобство mysql. Использование базы данных является важной составляющей, которая упрощает структурирование и хранение информации. Одним из достоинств MySQL является встроенная возможность сортировки информации, что дает возможность отказаться от написания специальных PHP-скриптов и увеличить скорость обработки.
Вся текстовая информация, необходимая для отображения в клиентской части, а также пути к графическим файлам, находится в базе данных. Сами иллюстрации хранятся в специально предназначенном для этого каталоге.
Через систему администрирования возможен процесс постепенного накопления и редактирования материала. Система безопасности позволяет контролировать всю историю работы с записями в базе данных и дает возможность восстановления предыдущего состояния в случае некорректных действий. Все изменения в базе данных сразу же становятся доступны клиентам сайта, если публикация разрешена администратором базы. Таким образом, через клиентскую часть легко отслеживать работу многочисленных исполнителей проекта. Структура клиентской части проста и прозрачна, существующие механизмы позволяют легко отсортировать и выбрать необходимую информацию.
После того, как информационное наполнение проекта завершено, необходимо создать СD-версию. Для переноса веб-проекта на компакт диск необходимо выполнить следующие шаги:
Создание CD-версии проекта возможно на любой стадии информационного наполнения. Эта возможность, как правило, используется для рекламных демонстраций в процессе разработки.
Работа с системой в CD-версии осуществляется через программную оболочку, представляющую собой встроенный браузер и систему поиска.
Система поиска работает следующим образом: искомая фраза разбивается на слова, и осуществляется уже отдельный поиск каждого слова в html-файлах. В результате пользователю выдаются файлы, в которых расположены все искомые слова. Благодаря индексным файлам поиск фразы в 4-4,5 тысячах файлов осуществляется за несколько секунд.
Таким образом, при минимальных затратах получаются полностью работоспособные web- и CD-версии проекта.
В случае работы над проектом архива возможности администратора базы данных несколько расширены, это связано с требованиями, которые предъявляются к хранению архивных документов. Также предусмотрена возможность публикации в Интернет только выбранных изображений, а весь архив доступен только администратору.
В соответствии со сложившейся практикой учет, систематизация, атрибутация и хранение архивных материалов предусматривает распределение единиц хранения по следующим категориям: фонд, опись, дело, лист. Учитывая специфику формирования электронного фотоархива СГУ (отсутствие сторонних источников пополнения, хранение исключительно визуальных материалов, цифровая обработка), а также в целях ускорения поиска необходимой информации, нами был использован упрощенный принцип систематизации: время, событие, персоналии. Таким образом, каждая единица хранения атрибутируется по: а) дате снимка; б) содержанию снимка; в) людям, запечатленным на снимке. Соответственно этому принципу систематизации электронная база данных позволяет получить искомую информацию исходя из приоритета: хронологического, фактологического, портретного.
Натурные единицы хранения (негативы, слайды и фотоотпечатки) систематизируются по общепринятым категориям. По окончании работ, связанных с оцифровкой, атрибутацией и занесением в базу данных, натурные архивные материалы будут переданы на хранение в Саратовский государственный областной архив.